Лига Профессиональных              имиджмейкеров                                           г.  Москва, Россия         

 

Сайт Лиги профессиональных имиджмейкеров
 

Главная страница

 

Имидж-мастерская

 

Деловая информация

 

Переписка с   

читателями

 

Размышления  

имиджмейкера

 

 

Подписка на журнал

"Репутациология"

 

 

Номинация "За вклад в

семейное благополучие

России"

 

 

 

 

 

 

 

Журнал

"Международные научные исследования"

 

 

Журнал

"Репутациология"

 

 

Журнал

"Экономика и предпринимательство"

 

 

 

Размышления имиджмейкера

 

 

 

Профессиональная миссия имиджмейкера.

 

В.М. Шепель,

профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик,

президент  Лиги  профессиональных имиджмейкеров 

                                                          

 

     

Человек рождается, чтобы жить. Чтобы жить по-человечески, ему необхо- мо развиваться как физически, так и духовно. Эти два природных стимула, социально поддерживаемые,  с переменным успехом определяют его реальную мотивацию:

     «Во имя чего жить?»

     Жить, чтобы прожить определенный временной срок, удовлетворяя свои потребности и интересы,  по возможности получая от этого удовольствия.

     Жить, чтобы полноценно реализовать себя, обретая симпатии и уважение

людей, оставляя последующим поколениям результаты своего труда.

    Когда на чашу весов, название которых «Смысл жизни», кладут два этих грузах, по тому, что перевешивает, становится понятно, во имя чего живет человек.

     Если он живет в основном физически, то в соответствии с этой мотивации выстраивается и соответствующий  образ жизни. Если он живет физически, но с ориентацией на духовное, то образ жизни выстраивается такой, в котором жизнь физическая сопряжена с жизнью духовной. Как правило, такие люди живут полноценно как личности. Ибо человек тем отличается от самого высокоорганизованного телесно и психически своего собрата, что, питаясь и обустраиваясь, он включен в культурное пространство, создает духовные ценности и личностно самосовершенствуется.

     Таким образом, идеально, когда чаши весов «Смысл жизни» находятся в ритмичном покачивании. Т.е. когда человек получает удовольствие, как от своей физической, так и  духовной жизнедеятельности.сти.сти.

       Пауза для размышления.

       Глава Британской комиссии по устойчивому развитию Дж. Поррит в докладе правительству страны обращает внимание:

«Мы упорно стремимся ко всему большему экономическому росту, видя в нем залог улучшения жизни, но население при этом обязательно становится счастливым. Если учесть, что рост ВВП сопровождается разрушением окружающей среды, то следует задуматься, в наших ли интересах развитие такой ценой».

      Зарубежные социологи вычислили формулу зависимости личного благополучия людей  и осознания ими проблем  их материального развития. Суть формулы: повышение ВВП на душу населения в бедных стран положительно влияет на уровень их «субъективного благополучия», при повышении ВВП в богатых странах рост «субъективного благополучия» резко замедляется,  люди больше внимания уделяют проблемам, обусловливающих  несовершенство  их жизни.

      Современные люди не всегда ответственно относятся к тому, что должно объективно составлять смысл их жизни. Виноваты в этом родители, школа как общеобразовательная, так и профессиональная, СМИ. Названные субъекты весьма скромно вводят в сознание новых поколений понимание того, что своим существованием на белом свете они обязаны не только родителям, но и предыдущим поколениям, которые  на генном уровне и виде социально-экономического наследия  создали им необходимые условия жизнедеятельности.

     Подобная недооценка  исторической памяти пагубно отражается на жизни людей. Этим забвением во многом объясняется то, почему они не бережливы по отношению к себе и к тем, с кем общаются, не относятся с должным уважением к тому, что в каждом из них заложен многократный исторический вклад поколений, которые страдали, гибли, но создали необходимые условия для жизни последующих генераций.

     В самом деле, каждый из нас – это не только то, что дали  родители и сов- ременные условия жизни, но и кладезь  физических, душевных и духовных накоплений, переданных предками. Что обязывает каждого стремиться в по- даренной им жизни полноценно реализовывать свой исторический и современный  личностный потенциал. Когда это осознается, то смысл жизни обретает очертания той реальности, благодаря которой  физическая и духовная составляющие человек  разумно соотнесены в его  жизнедеятельности.   

     Как можно помочь людям добиться этого?   

     Прежде всего, это предполагает их мировоззренческую переориентацию, суть которой  -  придание образу жизни статуса приоритетной смысловой ценности, признание его высшей общечеловеческой целью.

     Пауза для размышления.

     В том, что эта парадигма заслуживает серьезного внимания, убеждают результаты моего многолетнего исследования в области человековедения.

Они подтвердили, что многие люди, прожив жизнь, в итоге вынуждены признать, что их образ жизни не способствовал всесторонней реализации их внутренних ресурсов, что они редко испытывали удовлетворение от своей личностной реализации.

    Итак,  образ жизни как набор условий  и форм  деятельности, необходимый для существования людей, алгоритмирует их мировоззрение и отношение к жизни. Чем достойнее условия существования и разнообразнее деятельность людей, тем здоровее их образ жизни.        

     Создание здорового образа жизни  предполагает глубинное изменение сознания людей. Они должны не только на словах, отказавшись от  идеологических (капитализм и коммунизм) и религиозных (православие и ислам) противостояний,  а на деле заняться достижением  не абстрактного, а здорового образа жизни. В этом образе жизни аскетизм и  роскошь не противостоят друг другу, а как таковые отсутствуют, но зато созданы достойные условия для полноценной физической и духовной жизни людей, для их личностной самореализации.

      Достижение этого весьма актуально. Многочисленные факты свидетельствуют, что современные люди много времени отдают карьере и деланию денег в ущерб разностороннему человеческому общению, самообразованию, культуре, спорту. В конечном итоге, такой образ жизни ущербно отражается на их состоянии здоровья, что проявляется в росте количества различных заболеваний, среди которых особенно прогрессируют психические патологии.

     Парадигма здорового образа жизни у людей ассоциируется с удовлетворением своих разнообразных потребностей и интересов. Поэтому весьма важно сформировать в сознании людей не только ценностную ориентацию на здоровой образ жизни, но и правильное понимание его сути. Вот почему создание здорового образа жизни невозможно без соответствующей зрелости индивидуального и массового сознания людей. Надеяться на то, что бытие определяет сознание, а потому ждать, когда здоровый образ жизни станет реальность и будет признан высшей человеческой ценностью, наивно. Во-первых, бытие не бывает однозначно повсеместно достижимым. Во-вторых, процесс вызревания сознания не протекает адекватно у людей. Поэтому не известно, сколько времени потребуется на то, когда сознательная часть людей создаст здоровый образ жизни, а другие, видя привлекательность достигнутого успеха, последуют их примеру.

     Более того, исследования свидетельствуют, что, если  у многих людей осознается несправедливость кратковременного срока их земного существования,  а потому актуализируется интерес к составляющим здоровый образ жизни и возможности его построения. В книге «Как жить долго и радостно» мною подробно прописываются ответы на этот счет, поэтому я буду на эту тему  специально останавливаться.  Вообще, в наше время растет количество литературы по здоровому образу жизни. Кроме того, в СМИ постоянно присутствует информация, в которой обобщается отечественный и международный опыт успешного и главное доступного для многих людей решения проблемы здорового образа жизни.  

    Пауза для размышления.  

    Сделав обобщение материалов по данной проблеме, некоторые зарубежные исследователи утверждают, что здоровый образ жизни:

·        занятие физическими упражнениями

·        семейное благополучие

·        в работе ставить реальные цели, избегая гедонистической адаптации или привыкания

·        не превращать погоню за благополучием в самоцель

     Вместе с тем, и зарубежные, и отечественные исследователи сходятся в том, что в общих усилиях людей на создание здорового образа жизни их «сознательные действия» составляют не более 40%. Если к этому добавить временные сроки продолжительности этих действий, то их процент будет еще меньше. Будем откровенны, не у многих людей хватает силы воли и целеустремленности каждодневно на протяжении всей жизни проявлять благоразумие в сохранении своего здоровья. О чем ярко свидетельствует громогласное заявление председателя жюри телевизионного конкурса ОРТ «Минута славы» (09.08.07) Татьяны Толстых: я не приветствую здоровый образ жизни. Увы, и это сказано во время одной из самых популярных теле- визионных передач, имеющей многомиллионную аудиторию и, прежде всего, молодежь.

     Подобные факты свидетельствуют о том, что есть необходимость помочь людям в осознании ими безусловной необходимости здорового образа жизни, в полезности  соблюдении его материальных  устоев и психолого-этических требований, не рекламировать свое отрицательное отношение к нему людям.

     Вот почему за последние годы многие исследователи, работающие в области человековедения, проявляют все возрастающий интерес к проблеме самосознания. Если обратиться к современной психологической и педаго- гической литературе, то в ней значительно больше внимания уделяется проблемам по изучению и формированию сознания, чем по самосознанию. Удивляться такому приоритету не приходится. Выживание человека обусловленно его историческим становлением из «homo ferus» - дикого человека  в «homo sapiens – мыслящего человека.

     Необходимость человека адаптироваться к внешнему миру обусловливает его потребность в знаниях и освоения опыта как своего, так и других по достижению поставленных целей. Естественно, все это  работает на развитие  сознания человека. Не случайно, в семье и в школе родители и педагоги озадачены развитием сознания своих подпочечных, часто оставляя в тени их самосознание.

     Несмотря на продолжительное время изучения сознания, в нем имеется много непознанного, а потому дискуссионного и не досказанного. Например, вслед за З. Фрейдом русские исследователи В.М. Бехтерев и Н.Н. Ланге настоятельно обращали внимание, что объективное познание мыслительной деятельности человека не достижимо  в рамках психологии.

      Как писал В.М. Бехтерев в книге «Общие основы рефлексологии»: «Вообще большим заблуждением считать, что основным предметом психо- гии является изучение сознания. С этим психология никогда не уйдет далеко в познании психического мира, который состоит не из сознательного только, но и бессознательного, и при этом надо признать, что бессознательные про- цессы более значительны, нежели сознательные».

      Более физиологично к проблеме сознания подходил Н.Н. Ланге. В работе «Душа и мозг» он пишет: «Структура психической жизни не вполне совпадает со структурой нервных механизмов. Мы предполагаем, напротив, что эти механизмы отчасти определяют психическую жизнь, отчасти же сами определяются ею».

       Рамки психологического подхода к изучению и объяснению сознания попытался раздвинуть С. Л. Франк в книге «Предмет знания. Душа челове-  ка». В ней есть такое заключение автора: « Ничто не обнаруживает так явно неудовлетворенность учения о «душе»  как res cogitans простого отож- дествления «душевного» с сознательным и сознаваемым, как явление под именем бессознательных и подсознательных. Мы имеем ряд явлений, тес- нейшим образом связанных с нашей душевной жизнью, играющих в них значительную роль и имеющих все признаки явлений душевных и в тоже время … не осознаваемых».     

    Вряд ли кто будет возражать по поводу того, что формирование сознания  является необходимым условием взросления человека и имеет для  него судьбоносное значение. Но, чтобы этим заниматься самому человеку и тем специалистам, которые призваны профессионально ему в этом помочь, надо иметь научную ясность в понимании содержания и технологии мыслитель- ной деятельности человека. Но можно ли ее объективно познать, опираясь только на психологию, в которой, например, душа, как мыслительный феномен, не  является предметом научного познания?

    Наши многочисленные неуспехи в оказании помощи людям как правильно мыслить наглядное подтверждение тому, что психологических знаний недостаточно, чтобы успешно решать данную проблему. В чем нетрудно убедиться на таком факте, как  рост педагогических проблем в современной школе. И, прежде всего, проблем, относящихся к эффективности воздействия учителей и воспитателей на формирования самосознания разновозрастной молодежи.

    На мой взгляд, свет в туннели названных психологических и педагогических проблем может зажечь такая новая научно-прикладная отрасль знания как менталитетология.

    Ее основное содержание представлено в моей  книге «Эффективный менеджмент: мыслить по-русски» (М. 2005 г.).

     Когда после выхода книги я предложил Т.С. Маркаровой -  заместителю директора по научно-исследовательским ресурсам и технологиям библиотеки им. К.Д. Ушинского  провести обсуждение концепции менталитетологии с  читателями, которые занимаются научными исследования в области психологии и педагогики, то получил отказ. В таком же  ключе и прореагировал журнал «Народное образование» после моего подобного обращения к его издателю.   Ответ был таков: ваш материал не соответствует профилю журнала. Хотя до этого в журнале публиковались мои статьи.

      Настоятельно привлекаю внимание имиджмейкеров  всех, кто занимается воспитанием людей, к менталитетологии. И, прежде всего психологов и педагогов, а также имиджмейкеров.

      Ее познание помогает представить мыслительный процесс как единство иррационального и рационального, а механизм его воспроизводства – менталитет в виде уникального феномена: одновременного функционирова- ния души и интеллекта. От того, какая составляющая этого механизма превалирует – душа или интеллект – определяются типы менталитета. При приоритетности души – чувственный, если интеллекта, то рассудительный. При сбалансированном функционировании  души и интеллекта – здравомыслящий, при переменном их акцентировании  в мыслительной деятельности – благоразумный. При этом следует иметь в виду, что данное гносеологическое толкование менталитета предполагает возможные возрастные и ситуационные проявления названных характеристик менталитета. Как наподобие того, что существует четыре типа темперамента, однако, в классическом виде темпераменты в жизни не всегда проявляется однозначно.

      Конечно, историческое наследие и природная детерминанта во многом определяют превалирующий тип менталитета  конкретного человека. Но в том, что менталитет поддается жизненной коррекции, не должно вызывать сомнения. В чем велика заслуга, прежде всего, самого человека, настоятельно занимающегося своим личностным самосовершенствованием, природы его местожительства и  субъектов среды общения. Поэтому такие социальные институты как семья, дошкольные и школьные учреждения, СМИ и.т.д. всей своей деятельностью должны быть ориентированы на оказание помощи человеку в формировании сознания как члена социума и гражданина общества. Чем достойнее проявляет себя человека в различных социальных и профессиональных ролях, полноценно реализуя свои личностно-деловые характеристики, тем выше показатели его мыслительной деятельности.

     Благодаря менталитетологии, системно объясняющей фунционирование мыслительной деятельности, возможно скорректировать понятие «сознание». Вместо общепринятого представления сознания, как  высшей форме отражательной деятельности человека, в менталитетологии  таковой  признается ментелитет.  

     Это уникальный мыслительный механизм, состоящий из  двух взаимо- действующих феноменов - души и интеллекта,  совместная деятельность которых вызывает к жизни сознание и самосознания. При этом, сознание – это мыслительная деятельность, ориентированная человеком на познание вне себя, а самосознание – это мыслительная деятельность, ориентированная  человеком на познание себя.  

     Итак, посредством сознания мы опредмечиваем свое «внешнее Я»,  вы- страиваем свои отношения с людьми и окружающей среде. Вот почему так много уделяется внимания формированию сознания посредством социали-  зации, образования и воспитания. Однако, не следует упускать из внимание то, какое огромное значение для человека имеет самосознание и все то, что связано с его личностным самосовершенствованием, т.е.  со  шлифовкой им  своего «внутреннего Я»: с отношением к самому себе, к своим внутренним ресурсам – физическим, душевным, духовным.

     Если понаблюдать за отношением людей  к своим   «внешнему Я» и «внутреннему Я», то можно удостовериться, что  многие из них  значительно больше внимание уделяют  «внешнему Я». Например, уходу за своим лицом,  соблюдению модных стилевых стандартов и.т.п., и более скромные усилия ими  прилагаются к самообразованию и самовоспитанию,  к введению в обо- рот своих внутренних ресурсов.

        Более 200 лет назад Жан Жак Руссо описал закон необходимости с ранней поры научать человека делать то, что ему не нравиться, дабы предупредить зло, которое больше не пришлось бы ему по вкусу. Л.Н. Толстой писал: «Идти в жизни всегда приходится среди соблазнов, как по болоту, постоянно погрязая в них и постоянно выбираясь». Наш современник А.В. Чаянов в работе, посвященной методом образования в высшей школы, настоятельно обращал внимание: настоящее образование – это самообразование.

     Вот почему важно, чтобы человек ставил перед собой цели, соизмеримые с возможностями своих «внутреннего Я» и «внешнего Я». Например, молодой человек имел план жизни на 10 лет, а пенсионер на  2-3 года. Многие люди не придают должного значения тому, что старение организма начинается  довольно рано – где-то с 20-22 лет. Имеется в виду не одряхление их организма, а образования в нем «гена  смерти» и нарастающего его влияния на состояние здоровья.

    В чем это реально  проявляется? Например, в повышении количества холестерина, что провоцирует развитие инфаркта или инсульта. В 30 лет начинают потихоньку умирать клетки головного мозга. Ученые утверждают, что у мужчин старше 35 лет большая часть половых клеток имеют деформированную цепочку ДНК. Исследование 70 тыс. супружеских пар в Дании засвидетельствовало, что у малышей, рожденных от 50-летних отцов и старше, вероятность болезни Дауна повышается в четыре раза и чаще встречаются дефекты конечностей. По данным национального института здоровья США после 40 лет у 40% женщин беременность заканчивается выкидышем.   

   Чем старше человек, тем больше яда поступает в организм от «гена смерти». Что заметно проявляется в антипатичной мимике, повышенной агрессивности в общении, в постоянном брюзжании и поучении. Подобное наблюдается не только у людей старческого возраста. Названные признаки присутствуют  в поведении людей «возраста расцвета»  и особенно у руко- водителей, засидевшихся у власти и не имеющих людского признания.

   Что следует предпринять, чтобы минимизировать возрастные и функциональные «удобства» для проявления  «гена смерти»?

    Это  - не упустить время для создания надежного блокиратора в организме для проявления в нем активного влияния «гена смерти». Таковым блокиратором является  постоянно и усердно развиваемое с молодых лет  «внутреннее Я».

     Имиджмейкер непосредственно не занимается  проблемой здоровья клиентов, но он активный сторонник здорового образа жизни и по своему профессиональному предназначению призван актуализировать у них интерес ко всему тому, что имеет отношение к решению такой гуманитарной проблемы как «качество населения».

     Настоятельно хочу привлечь имиджмейкеров к  этой проблеме. Дело в том, что сегодня много говорят и пишут о «качестве жизни», которое опре- деляется «корзиной факторов», среди которых приоритет принадлежит экономической обеспеченности людей, их экологической защищенности, развитости демократии. Однако,  при этом крайне мало  затрагивается такая проблема, как «качество населения».

     Почему эта проблема актуальна вообще и для имиджмейкеров – кон- кретно?

     Объективно говоря,  «качество жизни» не всегда  отражает «качество населения». Например, есть страны, в которых высок уровень «качества жизни». Однако, в этих странах  преступность, наркомания, проституция имеют масштабный характер, активно протекает процесс обеднения национального генофонда. Вот почему, наряду с заботой о «качестве жизни», уровень которого прежде всего определяется экономическими  показателями, не надо упускать из внимания,  как эти показатели отражаются на  «качестве населения».

Вспомним СССР. В нем был более низкое «качество жизни» по сравнению с развитыми странами Запада. Однако, по признанию многих выдающихся ученых и писателей, в СССР был самый высокий в мире уровень образованности людей, страна занимала первое место в мире по читаемости классической литературы, уникальны  были достижения в области науки, культуры, массового физкультурного движения. Общедоступность медицинского обслуживания была бесспорным фактом.  СССР имел общепризнанный имидж великой страны, репутация и авторитет которой остужал самые горячие головы недружественных  лидеров Запада.   

    Что такое «качество населения»?

    Под данным понятием следует иметь в виду состояние физического, психического и нравственного здоровья людей, уровень их образованности и самореализации своих лучших личностных характеристик. Конечно,  огромное жизненное значение имеет то, насколько богата потребительская корзина людей, но достижение этого не должно быть целью их жизни, а быть условием для приращения и самореализации их «внутреннего Я» и  импозантного опредмечивания его в их «внешнем Я». Вот почему «качество населения» должно стать ценностным гуманитарным приоритетом в цивилизованном мире и, прежде всего, в системе его государственного управления.

      В решении этой проблемы велика роль имиджмейкера. Никто из его коллег – кутерье, стилист, пиармен – не занимается взращиванием самосознания -  и искусным  внешним отзеркаливанием «внутреннего Я» личности. Это – профессиональное амплуа имиджмейкера.  В его умении это делать научно и технологично -  принципиальное отличие деятельности имиджмейкера от деятельности названных коллег по профессиональному цеху. По этой причине у него другой склад профессиональный мышления, определяемый  философией его профессиональной деятельности, суть которой можно выразить следующей слоганом: 

                  имиджмейкер – ваятель личности.

       Вот почему так настойчиво привлекаю внимание имиджмейкеров к менталитетологии, к феноменам «внешнего Я» и «внутреннего Я», делаю акцент на недопустимость не уделять должного внимания к самосознанию, как собственному, так и тех клиентов, с которыми они работают. Все пере- численное – это приоритетные составляющие научно-информационной базы философской компетентности современного имиджмейкера.

       В этой связи прошу обратить внимание на такой аспект сказанного: все. что делает человек мысленно или предметно – это реализация его «внутреннего Я». Оно источник его развития, начиная с эмбрионнного периода и завершая последними шагами в своей жизни. Но не только источник его внутреннего самодвижения, а потому потенциальных личностных возможностей самореализации человека в объективной жизни. Чем богаче «внутреннее Я», т.е. представленности  втуне человека разнообразия потребностей, отстроен эмоциональный  аппарат, ярки способности и дарования, наличествует воля и целевая устремленность, незауряден менталитет, тем большим самодостаточным материалом он обладает. В одних случаях, человек может самостоятельно воспользоваться им, прокладывая путь в жизни, а, в других случаях, он нуждается в соответствующей помощи.     

 В наше время психологов и педагогов беспокоит повальное увлечение молодежи интернет-играми. Проводя многие часы за компьютером, учащиеся забрасывают учебу, зарабатывают искривление позвоночника, портят зрения. Но самое опасно то, что у них теряется интерес к чтению литературы, они становятся неврастеничными и психически агрессивными. Вместе с тем, во многом подобная увлеченность молодежи интернет-играми объясняется тем, эти игры –реальный способ с помощью электронной техники молодым людям  реализовать свои мыслительные способности, получить удовольствие от достижения поставленной цели, почувствовать себя способным к успешному противостоянию трудностям. Т.е. интернет-игры в определенной мере помогают молодежи самореализовать  «внутренне Я». В оказании такой помощи явно недорабатывают и родители, и школьные воспитатели.     

    Кстати, эту проблему все больше осознают многие педагоги. Вспоминаю, когда мы ввели  занятий по имиджелогии  в Институте повышения квалификации педагогов Москоской области, то многие опытные методисты  откровенно нам говорили, что эти занятия не будут пользоваться спросом. По одной лишь причине: получение знаний и умений по профессии имиджмейкера для предметников не имеет значение, а тем более не влияет на их профессиональную аттестацию.

    Вот уже 15 лет эти занятия пользуются повышенным спросом у педагогов.

Многие педагоги на практике убедились, что  привлекательность их имиджа является мощным дидактическим средством расположения учащихся к себе как личности и, благодаря этой животворной обаятельности, формируется интерес учащихся к знаниям и культуре общения, которые  передает педагог.

   Мы собрали хорошую прессу, у нас защитили кандидатские диссертации по проблеме имиджа несколько человек, но со стороны Министерства образования как не было, так и нет интереса к профессиональному оснащению современного педагога, особенно администрации  школ и классных руководителей основам имиджмейкерской деятельности.

      И весьма зря. Воспитание и образование – не самоцель, а являются необходимыми условиями актуализации самосознания личности, формирования у нее желания наилучшим образом самореализовать себя.

Полноценное воплощение в жизнь подобных намерений личности, тем более молодой личности, невозможно без помощи имиджмейкера. В чем и состоит  профессиональная миссия имиджмейкера.

 

 ©  2009-2010 Лига профессиональных имиджмейкеров